МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА РУКОВОДИТЕЛЯ

   romashki_razdelitnli

Статья на тему «Оснащение предметно-пространственной развивающей среды»

Руководитель ДОУ Антонова Людмила Васильевна

Развивающая среда по ознакомлению с ПДД в детском саду создана таким образом, чтобы вызвать у детей познавательный интерес. Развивающая среда размещена на стенах, столах, на полу, на шкафчиках детей (рисунки детей, картинки с изображением знаков дорожного движения). Для размещения развивающей среды помимо групповых комнат используются коридоры и  кабинеты специалистов.

В игровой комнате каждой группы  оформлен интегрированный уголок «Уроки безопасности». Материалы уголка воспитатели используют на занятиях по ПДД, при проведении бесед, целью которых является знакомство и закрепление знаний о правилах поведения на улице, на дороге, в общественном транспорте.

Для обогащения знаний по правилам дорожного движения в группах оформлены уголки «Правилам движения – наше уважение!», где дети знакомятся с дорожными знаками, что способствует закреплению изученного материала. С использованием этого уголка проводятся занятия: «Школа пешеходных наук», «Дорожная азбука», «В гостях у светофора».

В дошкольном возрасте дети лучше всего запоминают яркие объекты, игрушки. Для сюжетно-ролевых игр в «шофёра», «инспектора ГИБДД» имеются  разнообразные атрибуты: жезл,  светофор, элементы одежды инспектора, большое  количество машинок. Детям младшего дошкольного возраста предлагаются большие машины, а для старшего возраста – мелкие. Соблюдается принцип права выбора транспорта, так как  количество детских машин превышает количество детей.

В центре «Творческая мастерская» воспитанники  рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы: «Светофор, светофор,  наш знакомый с давних пор», «Дорожные знаки,  «Угадай, какой знак» и т.д.

Центр «Познайка» — это удобное рабочее место, где дети играют в дидактические и настольные игры: «Путешествие в страну Дорожных Знаков»,  «Дорожные знаки: запрещающие и разрешающие», «Машины на улицах села:  виды транспорта (велосипед, мотоцикл)», «Наша улица» и др.

На полках в свободном доступе для детей  лежат книги о правилах дорожного движения, дидактические игры по ПДД,  дорожные плоскостные знаки.

Для подвижных игр  в групповых комнатах выделено пространство. На полу комнаты – ковровое покрытие с изображением дорог и машин. В каждой возрастной группе имеется макет дороги со всеми видами наземного транспорта, светофором и пешеходным переходом,  на котором дети отрабатывают «вождение» машин после изучения дорожных знаков.

Данная предметно-пространственная среда  помогает  в игровой форме закрепить знания различных видов транспорта, знакомит детей с их назначением, ролью в жизни человека, рассказывает о профессиях людей, связанных с автотранспортом.

Сведения о квалификации педагогических кадров

Детский сад укомплектован педагогическими кадрами на 100%.                                                 Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении осуществляет педагогический коллектив в количестве  14 человек. В детском саду работают опытные педагоги, постоянно повышающие свой педагогический уровень: руководитель, старший воспитатель, 8 воспитателей,  педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре.

Образовательный уровень:

Высшее образование — 2 (18 %)

Среднее специальное – 9 (82 %)

По педагогическому стажу:

До трех лет  — 3 (23 %)

От 3 до 5 лет  – 2 (15 %)

От 10 до 15 лет – 1 (7,6%)

20 и более лет – 6 (46%)

Квалификационный уровень:

Всего аттестовано: 11 (78%)

Из них:

На высшую категорию – 3 (21%)

На первую категорию – 7 (50%)

На вторую категорию – 1 (7%)

Без категории – 2 (14%)

Итоги курсовой подготовки:

Прошли курсы повышения квалификации – 11 (86%)

Участие в конференциях, ярмарках, форумах, конкурсах:

Всего – 12 (86%)

Из них:

Всероссийский уровень — 3 (21%)

Региональный уровень – 8 (57%)

Окружной уровень8 (57%)

Участие в конкурсах профессионального педагогического мастерства —  3 (21%)

Проведенные мероприятия педагогами по профилактике

дорожно-транспортного травматизма в 2014-2015 учебном году

Ф.И.О. педагога Проведенные мероприятия с детьми по ПДД Возрастная группа
1 Деревянкина А.В.Первая квалификационная категория «Путешествие в страну Светофорию»«Мой друг светофор»«Виды транспорта» Вторая младшая  группа
2 Бундеева И.Л.Первая квалификационная категория  «Улицы нашего села»«Три цвета светофора»«Я еду в транспорте»«Правила поведения на улицах и дорогах»«Переход улиц и дорог» Средняя  группа
3 Сидорова В.И. Первая квалификационная категория Общее ознакомление детей с дорожными знаками (предписывающие знаки).Ознакомление детей с запрещающими знаками.Ознакомление детей с информационно-указательными  знаками.«Когда мы пассажиры» Подготовительная к школе  группа
4  Васильева О.П.Первая квалификационная категория. «Знаки, предупреждающие пешеходов об опасности».«Запрещающие знаки»«Автомобили бывают разные»Викторина по ПДД Старшая группа

 Опыт работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма

 Руководитель ДОУ Антонова Людмила Васильевна.     

                  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Челно-Вершины муниципального района Челно-Вершинский Самарской области Структурное подразделение  детский сад «Ромашка». В дошкольном образовательном учреждении ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей Правилам безопасного поведения на дорогах. Для правильной организации работы с детьми по формированию навыков культурного поведения на улице очень важно постоянно повышать квалификацию педагогов. Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения принимает активное участие в работе районных методических объединений, семинаров, конференций, педагогических чтений. На общих собраниях коллектива обсуждаем вопросы организации и планирования работы по обучению детей Правилам дорожного движения, проводятся консультации для воспитателя «Что должен знать воспитатель о ПДД». Основной целью работы педагогического коллектива по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма является создание условий для обучения дошкольников Правилам дорожного движения через систематизацию знаний, стимулирующих развитие осознанного отношения к своему здоровью и своей безопасности. В работе с детьми и родителями педагоги нашего дошкольного учреждения используют методическую литературу: журнал «Дошкольное воспитание», компакт – диски для воспитателей и музыкальных руководителей серии «Дошкольник»: «Тематические, музыкальные, спортивные праздники»; дидактические материалы, пособия по Правилам дорожной безопасности: «Путешествие на зелёный свет», В.А.Калугина «Организация и содержание работы с родителями», дидактические игры: «Угадай, какой знак», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», развивающие игры: «Светофор», «Дорожные знаки». Обучение детей правилам дорожного движения ведётся по программе «Основы безопасности жизнедеятельности»  Р.Б. Стеркина.

Целью данной программы является формирование навы­ков безопасного поведения на дорогах. Для её достижения решаем следующие задачи:

  • создавать условия для сознательного изучения детьми пра­вил дорожного движения;
  • развивать у детей умение ориентироваться в различной об­становке;
  • вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
  • воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Программа предназначена для детей 3 – 7 лет. На основе программы разработан тематический план с использованием разнообразных методов и форм ознакомления дошкольников с Правилами дорожного движения. Работа по обучению Правилам дорожного движения проводится по подгруппам и индивиду­ально. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. Первый этап – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения. Изучение имеющихся у де­тей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения, наблюдение за движением транспорта по улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД. Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения. Обучение дошкольников Правилам движения осуществляется в системе. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения. К моменту поступления в школу дети хорошо ориентируются в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагируют на них, знают основные правила для пешеходов и пассажиров. Разработана инструкция для воспитателя по предупреждению детского дорожного травматизма.

Формы работы с детьми младшего возраста: знакомство с различным видом транспорта, с сигналами в виде игры. Именно с этого возраста начинается подготовка ребёнка к пожизненной профессии участника дорожного движения, пешехода. В этой возрастной группе организованы сюжетно – ролевые игры «Водитель и пешеходы», «Автобус», где дети узнают, кого называют водителем, пешеходом и пассажиром. К возрасту 4-5 лет у детей накапливается определённый двигательный опыт, обогащается словарный запас, и именно в этом возрасте уже стоит целенаправленно знакомить с Правилами дорожного движения.

Работа с детьми среднего возраста нацелена на наглядное моделирование и театрализацию дорожных ситуаций, ситуаций в общественном и личном транспорте. На занятиях воспитатель включает упражнения на развитие глазомера и бокового зрения для формирования умения чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде; практикуются такие задания, как составление рассказов о дорожной ситуации на развитие воображения, памяти и логического мышления.

В старшем дошкольном возрасте отдельные сведения о Правилах дорожного движения складываются в последовательную систему представлений. Большое значение в работе с детьми старшей и подготовительной к школе  группы играет организация экскурсий. В таком возрасте также эффективными являются практические игры – тренинги для детей с целью овладения практическими  знаниями и умениями. Интересной и эффективной формой работы стала организация подвижных и ролевых игр, например, «Регулировщик», «Водители и пешеходы», в которых дети доводят до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. В рамках Всероссийских целевых профилактических мероприятий «Внимание – дети!» в дошкольном образовательном учреждении проводятся мероприятия, где прослеживается работа с родителями, детьми и педагогами дошкольного учреждения. С целью расширения представлений детей о Правилах дорожного движения на улице воспитатель регулярно проводит с детьми беседы: «Мы по улице идём», «Найди пешеходов – нарушителей». Традиционным в нашем детском саду стал конкурс рисунков «Дорожные знаки».

Периодически  организовываются выставки детской художественной литературы. Художественная литература эмоционально, ярко, доступно на примерах знакомит с Правилами дорожного движения, культурного общения в транспорте. Развивает зрительское и слуховое восприятие, речь детей. В детском саду накоплен практический опыт по проведению такой формы работы, как встреча с интересными людьми. Мы приглашаем в гости участкового уполномоченного милиции Мурзякову ., встречи с которым очень интересны и познавательны для ребят. Она рассказывает ребятам, как избежать опасных дорожных ситуаций. Дети читают гостю стихи о соблюдении Правил дорожного движения, загадывают загадки. С коллективом детского сада участковый проводит беседы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Ребятам нравятся такие встречи, и им совсем не хочется расставаться.  Для ребят были проведены викторины, игры, конкурсы. Ребята пели песни, танцевали, отгадывали загадки.

Система непрерывного обучения Правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.

Система взаимодействия дошкольного учреждения по профилактике дорожно-транспортного травматизма с семьями воспитанников

Взаимодействие участников воспитательного процесса строится на коллективной творческой деятельности. Это позволяет лучше узнать друг друга, способствует развитию взаимоотношений, усиливает взаимное влияние участников деятельности. Позитивный опыт общения родителей  с воспитателями и детьми способствует развитию единого контекста воспитания в семье и в детском саду, формированию и проявлению активной педагогической позиции родителей. Семья – первая социальная ячейка, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Ее воздействие длительно и постоянно. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье. В нашем дошкольном учреждении сложилась определенная система педагогического просвещения родителей по правилам дорожного движения.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений, навыков безопасного поведения на улице в дошкольном образовательном учреждении проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

наглядно-информационные

выпуск газет

открытые мероприятия

мини-библиотека

информационные стенды

дни открытых дверей

досуговые

праздники

совместные досуги

участие родителей в конкурсах, выставках

познавательные

практикумы

нетрадиционные родительские собрания

устные журналы

экскурсии

информационно-аналитические

— анкетирование

94% родителей придают большое значение изучению Правил дорожного движения. Для закрепления программного материала воспитатель даёт небольшое задание на дом, которое воспитанники выполняют под руководством взрослых. Например: «Нарисуй дорогу в детский сад», «Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой».

Система взаимодействия  с социальными институтами детства

В перспективных планах работы педагогов отражены совместные мероприятия со школой, библиотекой, музеем, музыкальной школой, с педагогами дополнительного образования, ГИБДД, пожарной частью. Составлен план совместных мероприятий. Педагогами используются разнообразные  формы работы с социальными партнерами: экскурсии, беседы,  праздники, выставки, конкурсы, проекты, акции.  Основной целью работы педагогического коллектива по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма является создание условий для обучения дошкольников Правилам дорожного движения через систематизацию знаний, стимулирующих развитие осознанного отношения к своему здоровью и своей безопасности. Совместно  с инспекторами ГИБДД,  педагоги проводят  акции:   «Осторожно, дорога!», участвуют в районном конкурсе «Знает вся моя семья, знаю ПДД и Я», викторины: «Угадай, какой знак», «Виды транспорта», играют в развивающие игры «Светофор», проводят беседы с детьми и родителями по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

На площадке детского сада с участием родителей сделана разметка пешеходного перехода, нарисован светофор. С помощью игровых транспортных средств (машины, мотоциклы) на занятиях и в играх дети знакомятся со значениями дорожных знаков и правилами движения. В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; создается благоприятная эмоциональная атмосфера для формирования единого образовательного пространства; обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке, проведению и участию в совместных педагогических мероприятиях  детского сада. Выпускники ДОУ легко адаптируются в новых социальных условиях.

Подводя итоги нашей работы можно отметить, что дети хорошо ориентируются на улицах, прилегающих к детскому саду; при переходе через проезжую часть внимательны и осторожны; знают основные дорожные знаки; умеют вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах, т.к. имеют четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их. Мы уверены, что знания дорожной грамоты, приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.

0_7b75d_f3243b3c_S0_7b75d_f3243b3c_S0_7b75d_f3243b3c_S0_7b75d_f3243b3c_S0_7b75d_f3243b3c_S0_7b75d_f3243b3c_S0_7b75d_f3243b3c_S0_7b75d_f3243b3c_S0_7b75d_f3243b3c_S0_7b75d_f3243b3c_S0_7b75d_f3243b3c_S0_7b75d_f3243b3c_S0_7b75d_f3243b3c_S

 Статья в электронный сборник «Региональный форум дошкольного образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Антонова Людмила Васильевна — руководитель СП детский сад «Ромашка» ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Челно-Вершины м.р. Челно-Вершинский Самарская область.

Современные условия ставят перед педагогическими и руководящими кадрами новые требования, меняется взгляд на педагогическую деятельность, реальный образовательный процесс. В этих условиях особое значение приобретает личностно-профессиональное развитие педагогических кадров дошкольных учреждений как одного из главных ресурсов обеспечения и развития качества дошкольного образования. Современный воспитатель дошкольного учреждения должен уметь мыслить и действовать сообразно новым нормам профессиональной педагогической деятельности: обладать способностью к концептуальному мышлению; гуманистическими ценностными мировоззренческими установками; рефлексивно-аналитическими, креативными, проектно-технологическими, организаторскими, коммуникативными, исследовательскими способностями. Это актуализирует необходимость первоочередного решения задач формирования новой 9 профессиональной компетентности воспитателей в ситуации все возрастающих требований семьи, общества и государства к качеству дошкольного образования. Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования. Сегодня педагогические работники дошкольных учреждений призваны решать сложные задачи перестройки системы дошкольного образования. Основная функция современного детского сада — целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Для качественного осуществления данной функции на современном этапе, педагогическому коллективу необходимо работать в режиме внедрения новшеств и инноваций. Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Личностно-профессиональное развитие специалиста дошкольного образования — одно из приоритетных направлений модернизации образовательной системы, предусматривающей выработку новых форм взаимодействия с детьми, новых программ и концепций. Передо мной, как перед руководителем стоит задача сформировать коллектив сотрудников, обладающих определенными качествами (личностными и деловыми), необходимыми для достижения общей цели. Система кадрового обеспечения предполагает следующие направления работы: — анализ кадрового потенциала (количественный и качественный) — планирование работы с кадрами — обучение, развитие кадров — организация (творческие группы) — контроль (педагогический мониторинг). Исходя из всего выше сказанного, в нашем детском саду определились цели методической работы: 1. Обеспечение научных подходов к организации педагогического процесса. 2. Совершенствование профессионального уровня педагогического коллектива. 3. Анализ результативности педагогического процесса. 4. Задачи методической работы: 5. Внедрение в практику инновационных педагогических технологий. 6. Совершенствование планирования. 7. Совершенствование видов и форм диагностики и контроля. 8. Обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов. 9. Совершенствование информационного обеспечения. В детском саду ведется мониторинг профессиональной деятельности педагогов, который помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого педагога, но и выявить профессиональные запросы и потребности, а, следовательно, на основе этого определить цели и задачи работы с педагогическими кадрами и выбрать эффективные формы ее проведения. Совместно с педагогом-психологом мы проводим анкетирование на развитие творческого потенциала. В результате из числа педагогов выделили три группы, в основе которых лежит принцип дифференциации по уровню практического мастерства: 1 группа – педагоги, требующие усиленного внимания (молодые специалисты): — знают достаточно много, но не умеют свои знания применить на практике — слабо владеют дидактикой обучения дошкольников — в общении с детьми скованы, не умеют удержать внимание детей. 2 группа – педагоги со сложившейся системой работы: — знают, понимают и умеют использовать на практике основные методы и приемы дидактики, современные способы передачи информации 10 — имеют желание и способность понять ребенка, почувствовать, когда ему трудно, когда он нуждается в помощи — противоречие между устойчивой мотивацией к обновлению знаний по различным методикам дошкольного воспитания и неумением анализировать и критически оценивать учебный материал, пособия, средства обучения, и творчески их использовать. 3 группа – педагоги, работающие творчески, в инновационном режиме: — высокий уровень знаний дидактики, современных способов передачи информации — умение устанавливать и развивать педагогически целесообразные отношения с участниками педагогического процесса — постоянное обновление знаний в области отдельных методик и педагогических технологий через самообразование, чтение научно-методической литературы и периодики — знание и понимание основных узловых проблем и открытий в области дошкольного воспитания — устойчивая мотивация к активному участию в процессе профессионального общения — активная творческая профессиональная позиция. Такое условное деление позволяет определить проблемы и перспективы каждой группы, облегчает структуру планирования работы с кадрами. Для каждой из этих групп разработан план, который включает в себя разные формы методической и организационной работы: — собеседования — персональный контроль — наставничество — консультации — педагогический практикум — лист обратной связи — педагогическая мастерская — мастер-класс — конкурс профессионального мастерства — творческий отчет — презентация авторской технологии — творческие группы — ролевая игра. В результате, анализ педагогического состава за три года показал положительную динамику изменения в составе профессиональных групп. Увеличилось количество педагогов третьей группы, что свидетельствует о росте профессиональной компетентности педагогов, о развитии инновационного стиля мышления и деятельности. Работа педагога требует постоянного творческого подхода в общении с детьми. Каждый педагог детского сада ведет работу по формированию своей методической копилки, в которую включает разнообразные наработки, педагогические проекты, т.е. материал, которым они могут поделиться не только с коллегами детского сада, но и округа и области. Я, как руководитель стараюсь поддержать и помочь творческим педагогам: содействую в выдвижение на престижные конкурсы разного уровня, рекомендую аттестацию на более высокую квалификационную категорию, привлекаю к участию в работе администрации ДОУ, участие в органах, решающих важные проблемы коллектива. Результативность работы педагогов и уровень их развития выражается в итогах тематических проверок, в участии педагогов в конкурсах профессионального мастерства, презентации своей работы на форумах, ярмарках инноваций и т.д. Весь накопленный опыт педагогов по разным направлениям обобщается, изучается, и даются рекомендации по его применению. Результативность работы сотрудников зависит от психологического климата в коллективе, и мы стараемся создать для педагогов комфортные условия. Педагог-психолог проводит с ними тренинги, анкетирование на снижение психоэмоционального напряжения, личностного роста, профессионального развития. С целью профилактики остановки развития педагогов мы проводим мероприятия: 1. Посещение НОД и наблюдение за динамикой развития профессионального мастерства. 2. Организация взаимопосещений педагогами различных видов деятельности 3. Предоставление возможности проходить курсовую подготовку 4. Использование методов морального и материального поощрения 5. Привлечение к принятию коллегиальных решений 6. Организация коллективных форм работы 7. Индивидуальная работа с педагогами. В процессе такой работы мы получили следующие результаты: — в сравнении за два года на 32% педагогов стали активнее участвовать в работе творческих групп, методических объединениях, научно-исследовательской, проектной деятельности; — на 19% больше педагоги стали представлять свой опыт на конференциях, форумах, районных педагогических чтениях, методических семинарах районного, окружного, областного уровней — на 28% больше педагогов прошли курсы повышения квалификации — на 21% больше педагогов стало публиковаться в печати — на 17% больше педагоги стали участвовать в конкурсах окружного и регионального уровня. Неотъемлемой частью управленческой деятельности является контроль. В годовом плане прописываем контроль за выполнением годовых задач, образовательной программы с учетом приоритетного направления, решений педсоветов, работу с родителями, предметно- развивающую среду, финансово-хозяйственную деятельность, ведение документации, выполнение инструкций. По итогам контроля проводим анализ, вырабатываем рекомендации. Полученные данные обсуждаются на педсоветах, совещаниях, собраниях коллектива. Таким образом, созданная в детском саду система работы способствует повышению профессионализма педагогов, их мастерства и творческих возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.